No Image

Черная желчь желтая желчь флегма и кровь

СОДЕРЖАНИЕ
5 просмотров
16 ноября 2019

Темперамент в переводе с латинского – "смесь", "соразмерность". Древнейшее описание темпераментов принадлежит "отцу" медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает: если преобладает кровь ("сангвис" по-латыни), то темперамент будет сангвинический, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь ("холе"), то человек будет холериком – желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь ("флегма"), то темперамент флегматичный – спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь ("меланахоле"), то получается меланхолик – несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам

Гиппократу медицина обязана появлением учения о темпераменте человека. Согласно его учению, общее поведение человека зависит от соотношения четырёх соков (жидкостей), циркулирующих в организме, — крови, желчи, чёрной желчи и слизи (флегмы, лимфы).

Преобладание желчи (греч. чплЮ, холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком.

Преобладание слизи (греч. цлЭгмб, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.

Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.

Преобладание чёрной желчи (греч. мЭлбйнб чплЮ, мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом.

В произведениях Гиппократа имеются описания свойств сангвиников, холериков, флегматиков и очень беглое — меланхоликов. Выделение типов телосложения и душевного склада имело практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и выбором методом лечения больных, так как по Гиппократу каждый тип предрасположен к определённым заболеваниям.

Заслуга Гиппократа состоит в выделении основных типов темперамента, в том, что он, по словам И. П. Павлова, «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты».

Гален придерживался и учения Гиппократа о четырех соках (гуморах), которым соответствуют четыре типа темперамента. Это кровь (сангвиник), флегма (флегматик), черная желчь (меланхолик), желтая желчь (холерик). Данные соки Гален соотносил с четырьмя классическими первоэлементами: землей, воздухом, огнем и водой.

Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости.

Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Kirill Rozhentsov

Лекция Россиуса Андрея Александровича, доктора филологических наук, профессора школы философии Высшей школы экономики, а также внештатного сотрудника Института философии РАН.

Текст, вокруг которого я хотел бы построить доклад, — это 30-я книга (которая по объему соответствует современной главе) приписываемых Аристотелю «Проблем». Этот том содержит, как показывают источниковедческое и стилистическое исследования, трактаты, принадлежащие разным деятелям перипатетической школы, и представляет собой компиляцию из трудов самого Аристотеля, Теофраста и других. «Проблема» с греческого (πρόβλημα) — нечто, предложенное к обсуждению, некий вопрос, на который предлагается ответить. Выбранная книга в этом смысле немного необычная: первая ее глава представляет собой отдельный трактат, где вопрос ставится неожиданным образом: «Отчего все исключительные люди были меланхоликами?»

Автор приводит примеры: меланхоликом, например, был Геракл, и об этом свидетельствует его безумие на горе Эта; меланхоликом был Беллерофонт у Гомера, что подтверждают его приступы безумия; меланхоликами были поэты и философы вроде Сократа, Платона и других. В этом довольно странном нагромождении проглядывается определенная логика: во-первых, всегда в качестве подтверждения меланхолии приводится безумие, во-вторых — склонность к кожным заболеваниям, как, например, в случае язв у Геракла. Если сопоставить это с трудами Гиппократа, становится понятно, что это не случайность.

Откуда вообще берется идея меланхолии? Это не такой простой вопрос, потому что меланхолия буквально означает μέλας χολή — «черная желчь». А μελαγχολία — это состояние, определяемое черной желчью, «черножелчье». А μελαγχολικος в переводе на русский язык — «черножелчник». Почему всем этим людям было свойственно состояние, определяемое черной желчью и характеризующееся описываемыми аффектами, приступами безумия и язвенными образованиями?

Что вообще такое меланхолия? Если есть черная желчь, то по определению должна быть и другая. Кроме того, по-русски слово «желчь» происходит от слова «желтый», но слово χολή — нарицательное имя для данной субстанции, не подразумевающее никакой желтизны. Мы не встречаем никаких следов учения о четырех жидкостях организма довольно долго: черная желчь упоминается в ранних трудах «Гиппократовского корпуса», а во врачебных контекстах — на рубеже V–IV веков до н. э. В сочинении «Гиппократовского корпуса» «О воздухах» «черножелчье» относится к болезням желчи. Черная желчь еще не относится к фундаментальным телесным сокам человека — в данном случае болезненное состояние определяется лишь эмпирическим фактом изменения цвета жидкости. Однако чуть позже, спустя два десятилетия, в трактате «Об эпидемиях» «Гиппократовского корпуса» речь уже идет о склонности к меланхолическому конституционному типу, который был бы предрасположен к определенному типу заболеваний и определяется полнокровием. Там же упоминается и аффект, касающийся разумных способностей человека и проистекающий от черной желчи.

Формируется учение, преобладавшее в европейской медицинской мысли со времен Галена. Согласно ему, здоровье определяется балансом четырех основных жидкостей в человеческом теле, а это, в порядке их утемнения, светлая желчь, флегма, кровь и, наконец, черная желчь. Откуда взялось такое представление? Системы этих жидкостей, их баланс именуется «смешением» — по-гречески κρᾶσις. Это слово происходит от глагола κεράννυμι, означающего смешивание вина с водой. Смешение этих жидкостей определяет здоровье человека, при этом для каждого типа смешения характерно преобладание одной из жидкостей. Латинская калька от слова κρᾶσις — это temperament, от глагола temperare, что также значит «смешивать вино с водой». Отсюда возникло учение о четырех темпераментах. Холерики — те, у кого преобладает χολή, или светлая желчь, у флегматиков преобладает флегма, у сангвиников — кровь, и, наконец, у меланхоликов преобладает черная желчь.

Откуда исторически взялось это учение? Во всех древних медицинских традициях излюбленный диагностический метод — это изучение отстоенных жидкостей, полученных из человека. В любом трактате по аюрведической медицине большое внимание уделяется умению врача рассматривать стоящие несколько недель сосуды с мочой, которая претерпевает разнообразные преобразования. Если же дать отстояться крови, то в ней происходит реакция оседания эритроцитов: она расслаивается. В самом низу оказывается тромбоцитная масса — форменные элементы крови, клетки, отвечающие за ее свертываемость и отличающиеся темным цветом. Над ней оказывается эритроцитная масса, то есть преимущественно красные кровяные тельца. Еще выше располагается слой клеток, ответственных за иммунные реакции, — лимфоциты и лейкоциты. И наконец, на самом верху находится плазма светло-желтого цвета — раствор определенных белков и электролитов, жидкая основа крови. Можно предположить, что греки рассматривали сосуды с кровью и на основе этих наблюдений ставили диагноз. В таком случае, например, толстый темный слой означал преобладание черной желчи. Хотя это не описано ни в каких текстах, такое объяснение кажется правдоподобным.

Читайте также:  Лекарства статины от холестерина

Ганс Себальд Бехам. «Меланхолия»

Джордж Гловер. «Меланхолия»

Из «Поэтики» Аристотеля мы знаем, что подражание есть начало всякого познания. У человека есть потребность подражать, потому что так младенец получает свои первые познания и, кроме того, испытывает удовольствие от этого процесса. Получается, что эстетическая теория изначально гедонистична: она связана с механизмами познания и с удовольствием. Меланхолики способны к этому в большей степени, чем остальные. Но за выплеском энергии следует страшный упадок сил, все равно как у пьяницы, который напился, испытал эйфорию, а потом переживает неприятные физиологические явления. Выплеск энергии может повлечь за собой упадок сил, а может повлечь полнейшее безумие. В ранних текстах чаще всего встречается упоминание о меланхолии как о виде сумасшествия. В примере про Геракла Теофраст говорит, что не случайно древние прозвали священную болезнь — эпилепсию — по имени Геракла.

Ни для кого не будет новостью попытка сопоставить учение о четырех жидкостях с аристотелевской теорией трагического катарсиса. Например, Яков Бернайс показывает, что Аристотель в своей работе прибегает к медицинской метафорике. Он утверждает, что катарсис — это слово, употребляемое врачами при очистительных манипуляциях. Еще в V веке до н. э. врачи оперировали теорией о том, что в человеческом организме преобладают начала: например, если жар преобладает над холодом, то начинаются неприятности. В этом случае врачу нужно придумать манипуляции, чтобы восстановить баланс. Это наивная теория. Теория о четырех жидкостях более физиологична, сложна и предполагает некий конкретный механизм. Получается, что катарсис — это что-то вроде духовной клизмы. Согласно трактовке Бернайса, в человеке, в его психике, накапливаются негативные эмоции, плохие переживания, которые благодаря созерцанию трагедии человек испытывает более интенсивно в силу способности к подражанию герою. Весь немотивированный ужас, который происходит со зрителем в трагедии, ведет к тому, что человек освобождается от негативных эмоций. Подражательство герою действует подобно тому, как действует рвота на отравившегося человека.

Теория меланхолии имела неожиданное развитие. В Средние века она соединилась с астрологией — в начале одного из трактатов в своем корпусе сочинений Беда Достопочтенный говорит о жидкостях следующее:

«В человеке имеется четыре жидкости, которые, уподобляясь различным началам, возрастают в разные времена года и достигают первенства в разном возрасте. Кровь подражает воздуху, возрастает весной и царствует в детстве. Светлая желчь подражает огню, возрастает осенью и царствует в юношестве. Черная желчь подражает земле, возрастает летом и царствует в зрелости. Флегма подражает воде, возрастает зимой и царствует в старости. Когда эти жидкости изобилуют в сферах не менее должной меры, человек здравствует, ежели нечто к ним прибавляется или убавляется, служат этому природные орудия стечения — уста и чресла».

Здесь видно то, что лишь намеком встречается у Теофраста. Средневековый ум приводит в порядок и создает законченную теорию: человек устроен как Вселенная. Это находит свое отражение в теории четырех жидкостей и становится постепенно расхожей мудростью. Решающий этап наступает в середине XV века, когда глава флорентийских платоников Марсилио Фичино, ознакомившись с текстом 30-й книги «Проблем», понял, что это имеет самое прямое отношение к его собственному труду и к труду его коллег. Он сочинил один из своих важнейших трудов — трактат «О жизни», посвященный непосредственно жизни ученых, то есть философов. Смысл этого трактата в том, что всем нужно научиться пользоваться преимуществами собственного темперамента и избегать его недостатков.

Трактат состоит из трех книг. Первая книга называется «О здоровой жизни» и учит, как этого добиться при помощи диететики — в античном смысле этого слова, то есть придерживаясь определенного образа жизни. Эта книга может считаться первым сочинением в истории, посвященным wellness (англ. «благополучие»), так как в нем трактуются все стороны образа жизни, способствующие нивелировке негативных сторон природного склада определенного темперамента. Необходимо жить в хорошем климате, в котором должно быть много солнца. Необходимо пить легкое вино и не переедать. В трактате есть длинные рассуждения о том, каким образом нужно прогуливаться за приятной беседой с друзьями, как упражняться в поэзии, как спать.

Вторая книга — «При помощи музыки и поэзии». Музыка в данном случае трактуется неопифагорейски как цифровой символизм, который имеет прямое отношение к мироустройству человеческой души. И наконец, последняя часть называется «При помощи астрологической магии». В ней выясняется, что все носители меланхолического темперамента рождены под влиянием Сатурна. Соответственно, необходимо разработать такие процедуры, имитируя расположение планет и прибегая к определенным текстам, которые путем симпатического воздействия на макрокосм позволят минимизировать дурное влияние. Насколько большое влияние это имело на людей, мы узнаем из одного документа — доноса на папу Урбана, утверждающего, что тот часто уединяется за задернутыми занавесями вместе с Томмазо Кампанеллой, недавним узником и чернокнижником. Донос рассказывает о расставленных свечах, имитирующих позиции небесных тел, — как неподвижных звезд, так и планет. Сами герои ходят между ними и цитируют определенные тексты и заклинания, для того чтобы предотвратить неблагоприятный гороскоп папы.

Читайте также:  Что такое правосторонний нефроптоз

В XVII веке в Англии выходит несколько изданий энциклопедического трактата Роберта Бертона «Анатомия меланхолии», который представляет собой сухое собрание всех возможных сведений о «черножелчии». Трактат Фичино несопоставимо ярче и интеллектуальнее, но труд Бертона послужил в XVII веке звеном в становлении невероятной моды на меланхолию в поэзии, музыке и во всем искусстве. У Шекспира присутствует тема упадничества и, например, у метафизических поэтов, а позже она и вовсе становится одной из доминирующих в поэзии и связанной с поэзией музыке. Типичный текст песни высокого искусства того времени:

«Да пребуду я во мраке, небесами для меня будет крышка саркофага, музыкой моей — страшный адский скрежет»

Эта мода длится несколько десятилетий, а потом она постепенно переходит в фигуру сумрачного романтического героя — в юного Вертера. Депрессивность становится признаком возвышенно-величественного. И это имело в искусстве огромные последствия. Гравер, который оформлял обложку и книгу «Анатомии меланхолии», пользуется символами, почерпнутыми из развитой артистической художественной традиции.

Самое знаменитое, что создано из подобных символических систем, — это «Меланхолия I» Альбрехта Дюрера. «Первой» она называется в соответствии с определенной классификацией. В данном случае имеется в виду «melancholia imaginativa» — художественная меланхолия, связанная с воображением. Ни одному произведению искусства не посвящено столько страниц: существует, например, знаменитая книга, написанная тремя титанами культурологии XX века — Эрвином Панофским, Фрицем Закслем и Раймондом Клибанским. Она называется «Saturn i Мelancholia» и содержит в себе интерпретации этой гравюры трех крупнейших деятелей Института Варбурга.

В гравюре Дюрера содержится множество символов, сводящихся к тому, что с меланхолией связаны все высокие творческие достижения. При этом все эти достижения становятся бессмысленными, когда у меланхолика наступает упадок сил. Геометрическую фигуру на гравюре — многогранник — интерпретировали искусствоведы и математики. Она именуется «дюреровым многогранником», хотя никто не может сказать точно, что это такое, — возможно, усеченный ромбоэдр. На нем имеется слабый отпечаток черепа. На гравюре также находится магический квадрат, расположенный над головой ангела, песочные часы и многое другое.

Мартен ван Хемскерк. «Сатурн — Меланхолия»

Более традиционный набор символов дает гравюра Мартена ван Хемскерка, представителя золотого века голландской и фламандской гравюры. В 1566 году был опубликован его цикл гравюр, символизирующих четыре темперамента, оригинал которого был написан Янсом Мюллером. На гравюре можно видеть Сатурна — хозяина всех меланхоликов и ученых, звездочетов, музыкантов. На заднем же плане расположен повешенный. Каждая фигура здесь имеет свой символический смысл.

Врач Малахия Гайгер и Иоганн Садалер сделали обложку к трактату «Microcosmus hypochondriacus», то есть «Ипохондрический микрокосм», или просто — «О меланхолии». Эта работа — представитель того же семейства, хотя и сделана на век позже, в середине XVII века. Тут снова можно видеть все символы, ставшие уже традиционными для меланхолии: с одной стороны, разные творческие фигуры, символизирующие большие интеллектуальные начинания; с другой стороны — упадок, депрессивность, смерть и склонность к самоубийству.

  • Главная
  • Что такое?
  • Медастрология – Волкова часть 1

Медастрология – Волкова часть 1

ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АСТРОЛОГИЯ.

Окружающий мир вокруг нас развивается с катастрофической скоростью, и мы вынуждены подстраиваться под его ритмы, расписывая в своем ежедневнике каждую минуту… Конечно, ведь жизнь предоставляет так много возможностей и нам везде и всюду нужно успеть…

Что мы делаем, когда вдруг начинаем болеть? По совету врача мы принимаем чудодейственное лекарство, которое избавляет нас от симптомов болезни. А по сути, симптом – это сигнал организма, который пытается донести до нашего мозга, что в организме есть нарушения.

Выключить кнопку пожарной сирены еще не значит потушить пожар!

Средствами, которые, несомненно, дают быстрый результат, и вместе с тем чудодейственно избавляют от острых симптомов в настоящем, заменяют их хронической болезнью в будущем. Причина этого коренится в отказе современной медицины от проникновения в глубинную суть болезни.

Организм человека имеет очень тонкий механизм действия. Заставить замолчать его не возможно.

Образно говоря, если сегодня у вас появилась несущественная боль и вы избавились от симптома боли, то завтра организм начнет семафорить вам чуть громче чем раньше, и более серьезным недугом, чем прежде, заставляя тем самым вас обратить более пристальное внимание на то, что с ним что-то не в порядке.

Дело в том, что эти сигналы нужно научиться слушать и слышать и современная медицина нам в этом едва ли поможет. Т.к. в своих учениях она опирается лишь на современные достижения.

Традиционная медицинская астрология обеспечивает целостный подход к лечению. В прошлом, до наступления времени, почему то называемого «эпохой просвещения», все врачи практиковали астрологию. Не сведущий в астрологии врач, считался слепцом, плутающим во тьме шарлатаном, который вернее всего причинит вред вместо исцеления недуга. Затем традиционную медицину решительно отвергли, заклеймив ее как суеверие, и она практически бесследно исчезла. В конце 19в, когда английские теософы приступили к возрождению астрологии, ее связь со здоровьем была восстановлена. Но только сейчас, в начале 21 столетия, традиционная медицинская астрология возвращается на заслуженное место.

Метод лечения заболеваний, согласно традиционной медицинской астрологии, состоит из двух направлений:

Внутреннее воздействие на болезнь – поиск “больных” мыслей в голове и вредных черт характера. Психологическая работа на их устранение.

Внешнее воздействие на болезнь – использование традиционной медицинской астрологии, в основе которой лежит “теория гуморов” Гиппократа – специальное питание и образ жизни для восстановления нарушенного баланса гуморов (телесных соков) в организме.

Эта статья посвящена внешнему воздействию на болезнь, а именно «теории гуморов» Гиппократа

ГУМОРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ (humoral theory)

Учение о «соках» тела впервые было сформулировано Гиппократом. Он развил идею, позаимствованную из философии Эмпедокла, полагавшего, что Вселенная создана из четырех основных элементов — земли, воздуха, огня и воды и что все известные вещества представляют собой различные сочетания этих элементов.

Четырем элементам соответствуют четыре качества: теплое и влажное (воздух), холодное и сухое (земля), теплое и сухое (огонь) и холодное и влажное (вода). Все сущее на земле делится по этой категории, это универсальный язык мироздания, если можно так сказать.

Что же касается человеческого тела, то в нем эти элементы принимают форму четырех жидкостей, или «соков» организма: крови, черной желчи, желтой желчи и слизи (флегмы). Эти «соки», по Гиппократу, составляют основу человеческого тела и могут служить причиной болезни либо здоровья, в зависимости от их соотношения, избытка или недостатка.

Оставленное Гиппократом наследие позволило Галену, личному врачу императора Марка Аврелия, сформулировать учение о четырех типах темпераментов и увязать их с теорией «телесных соков» Гиппократа, чтобы можно было объяснить индивидуальные различия в поведении и доминирующих эмоциях людей. Сангвинический темперамент или чрезмерная веселость обусловлены избытком крови, а меланхолический темперамент — избытком черной желчи. Чрезмерное содержание в организме желтой желчи — причина холерического темперамента (вспыльчивость, вспышки гнева), а повышенное содержание слизи — причина флегматичности.

Оскар Хофман, один из ведущих современных специалистов в области традиционной медицинской астрологии. Его книга посвящена астрологии как точному инструменту, позволяющему поставить правильный диагноз и подобрать эффективный метод лечения.

“В былые времена доктора опирались на астрологические карты для установления диагноза, назначения лечения и составления прогноза болезни. Несведущий в астрологии врач считался опасным шарлатаном. Традиционная практическая медицина была тесно привязана к астрологическому мировоззрению и использовала элементы и планеты для описания и лечения болезней.

Каждый минерал, каждое растение, каждое занятие и вообще все сущее в нашем мире может быть описано в астрологических категориях. Это обеспечивало большой выбор лекарственных средств, которые назначались согласно астрологическим показаниям. Мой практический опыт традиционного медицинского астролога насчитывает 8 лет, и я могу с уверенностью сказать, что это искусство не только работает, но зачастую работает намного лучше, чем современная медицина, основанная на исключительно материалистическом взгляде на мир».

Теория элементов — «золотой ключик» к сокровищнице медицинской астрологии. Эта наука слагается из двух частей: астрологической и медицинской. Изложенные с точки зрения элементов, обе части естественно и гармонично сливаются воедино: подход к строению мироздания с позиции Огня, Воздуха, Воды и Земли стирает между ними границу.

Читайте также:  Причины возникновения полипов в желчном пузыре

Именно этим традиционная медицинская астрология принципиально отличается от современной, в которой астрологическая и медицинская составляющие рассматриваются отдельно друг от друга. В наше время за «медицинскую астрологию» чаще всего принимают натуропатию или гомеопатию, которые кое-как увязывают с астрологическими картами. При этом некоторые методы лечения начисто упускаются из виду, а вместо них приводятся одни лишь психологические соображения. Логически обусловленные целостность и единство позволяют найти большое количество конкретных рецептов, но они — редкие гости в современных текстах по медицинской астрологии.

Помимо того, что астрологические элементы — основные структурные единицы физиологической и психической деятельности человеческого организма, они также широко распространены в окружающей природе: растениях, драгоценных камнях, пище. Это и делает астрологический метод лечения возможным.

Медицинский астролог ставит диагноз и назначает лечение на основании карты вопроса о болезни.

Астрологическая карта вопроса о болезни показывает, что происходит с пациентом в настоящее время, какова сущность его недуга, и где кроется глубинный источник его болезни. С помощью карты можно узнать насколько эффективно уже назначенное лечение, насколько велика необходимость оперативного вмешательства, квалификацию лечащего врача и многое другое.

В традиционной медицинской астрологии каждый элемент имеет своё название, которым я и буду пользоваться в этой статье.

  • Огонь называется «жёлтой желчью»
  • Земля — «чёрной желчью»
  • Вода — «флегмой», или «слизью»
  • Воздух — «кровью»

Все вместе они называются «гуморами», т.е. телесными жидкостями, или соками. Знаменитая «теория гуморов», изложенная в трудах Гиппократа и Галена, лежала в основании традиционной западной медицины на протяжении многих столетий. Одним из малочисленных отголосков этой традиции, сохранившихся до наших дней, является Клятва Гиппократа, приносимая перед началом врачебной практики.

ОГОНЬ (Жёлтая желчь)

Соответствует горячему и сухому гумору, называемому холерическим (от гр. хОАл] (холе) = желчь). Огонь насыщен энергией, но не образует связей. Это — тепло, сконцентрированное в определенной области, что даёт нам отчётливую картину воспаления — типичного проявления жёлтой желчи. На психологическом уровне этот гумор соответствует импульсивному человеку стихии Огня, который, не тратя времени на «излишние» размышления, делает то, что считает нужным. Сухость Огня говорит о том, что холерик не склонен согласовывать свои действия с кем или чем-либо, в то время как тепло свидетельствует о большом запасе энергии.

Избыток жёлтой желчи в организме порождает явления, имеющие природу Огня, как, например, уже упомянутое воспаление. Лихорадка и экзема — другие типичные проявления этого элемента, как и гиперактивность органов (напр., щитовидной железы). Неумеренное количество гумора может проявиться во множестве симптомов и болезней. Как правило, наибольшей опасности подвержены самые уязвимые места пациента. Людям с избытком Огня присущи повышенная активность, громкий голос, сухая с красноватым оттенком кожа. Их поведение отличается излишней самоуверенностью и напористостью.

Болезни, возникающие при переизбытке желтой желчи – острые воспаления, гиперактивность органов (например, гипертиреоз), сухая экзема, покраснения кожи, истощение, агрессивность.

ВОДА (флегма, или слизь)

По своим качествам элемент Воды, называемый флегмой, или слизью, диаметрально противоположен жёлтой желчи. Вода — холодный и влажный гумор. Его избыток вызывает слизеобразные явления в организме, характеризующиеся текучестью и потерей формы. Типичные примеры — простуда, аденовирусная инфекция, грипп, бронхит, синусит. Другими проявлениями избытка Воды могут быть понос, псориаз и даже слабоумие. В её материализованном виде флегму легче всего увидеть во время сильного насморка. Поскольку флегма связана с эмоциями, её излишек может говорить о горе, переживании или апатии.

У холодной и влажной флегмы запас энергии невелик, но она способна образовывать связи. Эти качества проявляются как на физиологическом, так и на психологическом уровнях. Для флегматика характерны глубокие и сильные чувства и переживания, эмоционально насыщенные и задушевные отношения с людьми, зачастую с членами семьи. Но при этом он от природы бездеятелен. Таким образом, психологические и физиологические проявления энергетической недостаточности и способности образовывать связи очень сходны. Две этих сферы жизнедеятельности человека тесно взаимосвязаны, и их связь может быть точно описана через гуморы. Флегма — текучий гумор, и это свойство обеспечивает выведение шлаков из организма, естественного физиологического процесса нашей повседневной жизни. Первый шаг к достижению эмоционального равновесия — приём достаточного количества жидкости. Дневная норма для взрослого человека составляет около двух литров. Следование этому простому правилу закладывает фундамент эмоционального здоровья.

Болезни характерные для избытка флегмы: простуда, грипп, бронхит, затяжные воспаления, ожирение, пониженная деятельность органов, диабет, псориаз, заболевания легких, диарея, вялость, слабоумие.

ВОЗДУХ (Кровь)

Третий, горячий и влажный, сангвинический гумор, элемент жизни. Его свойства наделять энергией и образовывать связи образно описывают процесс жизнедеятельности организма. Сочетание энергии и способности образовывать связи создаёт картину типичного человека Воздуха — общительного, дружелюбного, добродушного и жизнерадостного сангвиника. Влага наделяет стремлением к налаживанию многочисленных контактов, в то время как тепло обеспечивает деятельную энергию. Кровь по природе экспансивна — сангвинику свойственно заводить уйму знакомств, многие из которых оказываются довольно поверхностными, потому что он также тяготеет к перемене мест. Психологический портрет сангвиника хорошо соответствует работе кровеносной системы. Кровь поступает во все уголки нашего тела, совершая взаимообмен: отдавая питательные вещества и забирая отходы. Кровь концентрируется в печени.

Помимо создания красной жидкости в организме, кровь играет важную роль в пищеварении: её горячая и влажная энергия участвует в расщеплении пищи в желудке и печени. Кровь даёт энергию мозгу и сердцу, а также отвечает за образование спермы и материнского молока, что указывает на её прямую связь с зачатием и деторождением. Ввиду своей экспансивности этот гумор порождает заболевания, сравнимые с горячим паром в теле.

Тем не менее, избыток крови приводит к болезням. Таким, например, как заболеваниям сердца и сосудистой системы, повышенной нервной возбудимости, истощению, мигрени. А так же: спонтанные кровотечения, геморрой, нарушения кровообращения, нарушение кислородного питания организма, инфекции с высокой температурой, заболевания сердца, разрастание тканей, нервозность, перевозбуждение, маниакальные состояния.

ЗЕМЛЯ (Меланхолия, или чёрная желчь)

Крови, жизнерадостному сангвиническому гумору, противостоит холодный и сухой меланхолический гумор, называемый чёрной желчью. Этот гумор — самый опасный из всех, потому что он враждебен горячей и влажной природе жизни. Сочетание холода и сухости даёт малый запас энергии и отсутствие связей: процессы цепенеют и замирают.

Как и флегма, меланхолия даёт бледность, но более иссушённую и измождённую. В то время как флегма тяготеет к налаживанию связей, чёрная желчь их рвёт и уединяется. Это — типичная меланхолическая депрессия, потеря смысла жизни, в то время как флегматическая «депрессия» более сродни тоске и вызвана не получившими выхода эмоциями. Меланхоликам свойственна худоба, высокий рост и лаконичные манеры. Излишек чёрной желчи делает их особенно уязвимыми для депрессий.

В традиционной физиологии чёрная желчь отвечает за несколько очень важных функций. Все твёрдые части нашего тела, такие как волосы, кости, ногти и др., формируются из чёрной желчи. Тормозящее свойство чёрной желчи необходимо для пищеварения: благодаря ему пища задерживается в организме достаточно долго для правильного переваривания. Чёрная желчь даёт устойчивость и прочность, а на психологическом уровне ещё и выносливость, настойчивость, дисциплину и твёрдость характера. Она концентрируется в селезёнке и оттуда попадает в желудок для возбуждения аппетита. Таким образом, желудок получает сигнал о том, что организм стал слишком холодным и сухим и ему необходима пища.

Избыток элемента земли (черной желчи) вызывает такие болезни как рассеянный склероз, артрит, запоры, образование камней, многие разновидности рака, паралич, болезнь Паркинсона, депрессия.

Дорогие друзья, надеюсь каждый из вас хотя бы примерно уже начал себе представлять, в какую сторону нарушается баланс телесных соков в организме, когда ваш организм заболевает.

Автор специалист по медицинской астрологии, психолог Екатерина Волкова

Комментировать
5 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector